«Мы находимся в неизведанных водах», — говорит Хусейн Хаккани, пакистанский государственный деятель, во время последнего раунда интенсивных военных действий между Индией и Пакистаном.
Бывший посол Пакистана в Соединенных Штатах был советником трех пакистанских премьер-министров. А недавно он опубликовал книгу «Новое видение Пакистана — преобразование неблагополучного ядерного государства».
После воздушных ударов Пакистана по войскам на территории Пакистана, было обещано ответить «когда и где». Менее чем через 24 часа Хаккани сказал, что ударил по авиакомпании на другой стороне контрольной линии, отделяющей Пакистан от контролируемого Индией Кашмира. В ответ на это Индия закрыла часть своего воздушного пространства в северной части страны.
Многие убеждены, что пакистанский удар можно рассматривать как ответный удар по принципу «око за око, зуб за зуб». Пакистан, как и Индия, должен успокоить своих избирателей, но теперь задача состоит в том, чтобы сдержать эскалацию военных действий до того, как ситуация выйдет из-под контроля.
«На мой взгляд, авиаудары Индии во вторник были совершенно неожиданными. Они были первыми за ЛК — фактической границей, которая отделяет Кашмир от войны между двумя странами с 1971 года. Пакистанская военная элита полагается на нежелание Индии наращивать асимметричные бои (терроризм) под эгидой», — говорит профессор Хаккани, — «Индия считает, что нашла слабое место, где она может ударить либо сушей со специальными частями, как в 2016 году, либо продувкой воздуха, не пересекая этот барьер», — добавил он.
Профессор Хаккани считает, что Пакистан не хочет войны с Индией, но его вооруженные силы сталкиваются с реальной проблемой.
Пакистан не хочет останавливать все группы джихадистов, но их присутствие является постоянным источником проблем, и в 2011 году американцы вошли в воздушное пространство Пакистана, чтобы захватить Усаму бен Ладена, и теперь индийцы вошли в воздушное пространство Пакистана.
«Как пакистанские военные объяснят общественности, что у них есть огромный военный бюджет для защиты пакистанского суверенитета?», — задаётся вопросом Хаккани.
По словам Даниэля Марки, старшего профессора Университета Джона Хопкинса в США, проблема заключается в том, что большинство военных решений пакистанской проблемы, доступных Индии, имеют гораздо более высокую цену, чем реальные шансы, которые они могут принести желаниям конец.
«Все в Дели знают об этом, и теперь цель состоит в том, чтобы применить более строгие меры наказания за любой случай пакистанской агрессии, что является неплохой стратегией, если каждый шаг тщательно рассчитывается и не ошибается», — сказал он и добавил, — «Есть информация, позволяющая предположить, что индийская авиация предназначалась для обстрела с индийской стороны ЛК, но из-за ветра они были вынуждены проникнуть на пакистанскую территорию. Непреднамеренный элемент эскалации, который создает новый риск на каждом этапе».
«Эскалация гораздо серьёзнее, чем мы можем ожидать — «передача конфликта подлинному Пакистану является мощным шагом, от которого последние премьер-министры Индии воздержались», — говорит Дэниел Марки.
Так есть ли реальная угроза ядерного конфликта? К сожалению, всегда существует реальная угроза ядерной эскалации между Индией и Пакистаном, на данный момент они находятся в нескольких шагах от этого.
«За исключением случайного или несанкционированного использования, мы должны сначала засвидетельствовать обычную эскалацию конфликта, до применения ядерного оружия, вероятно», — говорит доктор Марки, — «Но эта эскалация возможна, особенно если следующий шаг Пакистана — увеличить долю и поразить гражданские объекты в Индии. Это очень маловероятно, но есть вопрос о том, как они найдут выход из этой самой опасной точки воспламенения за десятилетия».