Апокалипсис, гравюра 1572 год
Белый всадник Апокалипсиса
«И увидел я и созерцал коня белого; и сидящий на нем имел лук; и дан был ему венец (корона); и он шел побеждать и покорять». — Откровение, 6:2
Агнец открывает книгу/свиток с семью печатями. Первые четыре печати вызывают четырех всадников Апокалипсиса.
На протяжении истории различные источники часто объясняли первого всадника по-разному, поскольку его роль — единственная, не указанная в явном виде. Хотя большинство толкователей согласны с тем, что белый всадник символизирует болезнь и мор , это не всегда было обычным утверждением. Существует широко засвидетельствованное описание, согласно которому белый всадник является метафорой праведности.
В мире, где процветает грех, праведный предвестник справедливости и праведности казался бы подходящим очистителем в апокалипсисе. Корона, которая была «дана ему», может означать верховенство справедливости над всеми или символизировать действительно справедливого лидера, если таковой вообще может существовать.
Но символизм болезни и моровой язвы все же может быть наиболее правдоподобным описанием. Аспект завоевателя соотносится со сметением большой чумы (Великая чума — хороший пример), а корона символизировала бы окончательное господство смерти над всем остальным.
Первый всадник, Белый всадник, из четырех всадников Апокалипсиса
Но время шло, и к началу XVI века многие стали толковать белого всадника как олицетворение Второго пришествия Христа или даже самого Христа. В период серьезного кризиса и разрыва западного христианства с реформами Мартина Лютера это стало наиболее логичным и приемлемым объяснением.
Белый цвет коня и всадника быстро связали с божественной чистотой и отсутствием греха, а лук, который он нес, — с орудием божественного наказания. Аналогичным образом, белый всадник был интерпретирован как Святой Дух — чистый и праведный.
Другая популярная точка зрения гораздо проще — белый всадник мог быть просто олицетворением массового завоевания. Отрывок, относящийся к всаднику, который «шел завоевывать и покорять», мог быть просто отрывком из пророчества о завоевателе, который поработит население земли.
Второй всадник, Красный всадник, из четырех всадников Апокалипсиса
Красный всадник Апокалипсиса
«И вышел другой конь, красный; и дана была власть сидящему на нем взять мир с земли и убивать друг друга; и дан ему большой меч». — Откровение 6:4
Красный всадник широко связан с войной . В переводах описания часто совпадают: конь «огненно-красный», а всадник держит меч наперевес, готовясь к битве. Считается, что красный цвет символизирует огонь и кровь войны, а способность всадника заставлять людей убивать друг друга явно символизирует постоянную и глобальную войну .
Война как апокалиптический аспект всегда присутствовала во все времена и является самым прямым предвестником смерти.
В Евангелии от Матфея, 24:6-7, Христос сказал: «И услышите войны и слухи о войнах; ибо восстанет народ на народ, и царство на царство…». Эта цитата явно относится к постоянно присутствующему аспекту войны как символу последнего откровения.
Другая интересная цитата также может быть адаптирована к Красному Всаднику и войне как аспекту зла и Антихриста:
«Из вечного моря он поднимается,
создавая армии на обоих берегах,
обращая человека против его брата,
пока не перестанет существовать человек».
Красный всадник также может означать грех ненависти и агрессии как фактор, способствующий предсказанному концу света. И в парадоксальном повороте событий Агнец Божий высвобождает ту же агрессию, чтобы огнем и мечом поразить нечестивых. Пророчество о постоянной войне, которая должна сойти на землю, четко описано с красным всадником, имеющим божественную власть забрать мир с земли.
Третий всадник, Черный всадник, из четырех всадников Апокалипсиса.
Черный всадник Апокалипсиса
«И увидел я, и вот конь черный; и сидящий на нем имел в руке своей пару весов. И услышал я голос посреди четырех зверей, говорящий: мера пшеницы за копейку, и три меры ячменя за копейку; и смотри, не повреди масла и вина». — Откровение 6:5-6
Еще одна легко интерпретируемая фигура, черный всадник, почти всегда описывался как олицетворение голода . Черный цвет коня широко приписывался негативным аспектам — траур, каркающие вороны, ночь, запустение и безрадостность — все это также является аспектами голода. Считается, что всадник несет в руках пару весов.
Это выбранный перевод оригинального слова — греческого zugón — которое обычно означает «ярмо», как в случае с ношей и ярмом для волов. Оба описания несут в себе негативную коннотацию. Ярмо является синонимом подневольного состояния и рабства, а пара весов означает нормирование и измерение пищи . Это была распространенная древняя практика приписывания ценности вещам.
В отрывке говорится, что одной копейки (ориг. динарий) было бы достаточно, чтобы приобрести лишь скудный паек пшеницы и еще меньше ячменя. Это явно древнее представление о том, как выглядел бы голод, поскольку пшеница была основным продуктом питания, и без нее хлеб пропадал.
В заключительной части отрывка говорится, что если цены на пшеницу и ячмень будут изменены, то цены на масло и вино не должны меняться . Это было истолковано по-разному и могло означать парадоксальный аспект, когда основные продукты питания исчезли, а вино осталось, что усилило голод, оставив роскошь, которая не может прокормить человека.
Одно из популярных толкований гласит, что черный всадник означает имперское, правящее угнетение низшего класса. Богатые правители держат весы и раздают скудные пайки, которые они считают достаточными, в то время как предметы роскоши остаются в изобилии и недоступны для бедных. Растущая пропасть между классами и людьми может быть прекрасным аспектом откровения последнего времени.
Четвертый всадник, Смерть, из четырех всадников Апокалипсиса
Бледный всадник Апокалипсиса
«И взглянул я, и вот конь бледный; и имя сидящему на нем — Смерть, и ад следовал с ним. И дана им власть над четвертою частью земли, убивать мечом, и голодом, и смертью, и зверями земными». — Откровение 6:8
Последний, четвертый всадник служит своего рода эпилогом, драматическим крещендо, кульминацией которого является самый могущественный и страшный всадник — сама Смерть . Во всей главе он единственный всадник, названный по имени, и единственный, у которого нет оружия — ибо он сам является оружием. Всадник и конь изображены бледными, с тошнотворным и безжизненным цветом трупа и способностью погасить любую земную жизнь с помощью различных природных средств.
Бледный всадник содержит элементы всех предыдущих и может быть назван самым значительным из четырех. По его следам следует ад — последняя кульминация всего ужасного, готовая, кажется, поглотить всех нечестивцев, которые погибнут во время апокалипсиса.
Часть, где говорится, что им дана власть над четвертью земли, может быть истолкована по-разному. Хотя это может означать, что все четыре всадника будут сеять хаос на четверти планеты, это также может означать, что каждый из четырех будет иметь одну четверть земли.
В отрывке говорится, что всадник будет убивать вместе со зверями земными . Это может быть намеком на животных и природу, которые быстро захватят обезлюдевшие регионы, что означает окончательное господство дикой природы над человеком .
Гравюра Альбрехта Дюрера «Четыре всадника Апокалипсиса».
Смерть едет на бледном коне — Апокалипсис в искусстве
Пророчество о четырех всадниках Апокалипсиса давно стало предметом вдохновения для многих художников, которые выбрали этот влиятельный и критический сюжет в качестве источника для монументальных произведений искусства. На протяжении всего времени многие художники изображали всадников так, как они их интерпретировали, что также дает хорошее представление о пророчестве.
Виктор Михайлович Васнецов – Воины Апокалипсиса
1887
Одно из самых популярных изображений было создано в 1887 году известным русским художником Виктором Васнецовым. Его большая картина, «Воины Апокалипсиса». , представляет собой красочное и детальное, современное изображение Смерти, Войны, Завоевания и Голода . Они наделены современными атрибутами и должны были отразить жизнь населения того времени.
Некоторые из ранних, средневековых изображений гораздо более драматичны и почти тревожны, и, безусловно, направлены на то, чтобы вселить страх в сомневающихся верующих. Одно из таких изображений было сделано в 1496-1498 годах Альбрехтом Дюрером, знаменитым художником немецкого Возрождения. Его драматическая гравюра на дереве изображает четырех всадников в виде пожилых, уродливых и истощенных мужчин, чьи жеребцы, вызывающие не меньшую тревогу, топчут грешных и прожорливых людей внизу.
Похожая гравюра на дереве была выполнена между 1851 и 1860 годами немецким художником Юлиусом Шнорром фон Карольсфельдом, который изобразил жестокую и беспощадную расправу четырех всадников над грешниками под пристальным взглядом Агнца Божьего.
Пока человек не перестанет существовать
На сегодняшний день история о четырех всадниках Апокалипсиса остается суровым видением парадоксальной, неотъемлемой природы человека. С самых ранних форм она служила предупреждением нечестивым людям изменить свои пути, призывом к воздержанию и миру, к умеренности и смирению.
Однако мы видим, что в XXI веке многое из того, что описано в Откровении, уже сбылось. Вполне возможно, что мы вступили в самое его начало в виде Белого всадника несущего болезни?
«И увидел я и созерцал коня белого; и сидящий на нем имел лук; и дан был ему венец (корона — коронавирус?); и он шел побеждать и покорять». — Откровение, 6:2