«Я видел, как человек разгоняет облака руками» математик Савватеев о магии

Популярный математик Алексей Савватеев известен своими взглядами на религию. Он открыто говорит, что верит в Бога и ходит в церковь. Но оказалось, что он еще верит в магию, об этом он рассказал в недавнем интервью на ютуб-канале Andersen People. Ниже дан текстовый отрывок.

АР: А вот если перенести вас в Средневековье. Человек вы выдающийся, значит, вас непременно бы там сожгли.

Савватеев: Это не исключено, но может и нет, потому что Ферма тоже был выдающийся человек. И вообще ученые многие были выдающимися и их никто не трогал. На самом деле мы понимаем про Средневековье очень мало. Я сейчас скажу крамольную мысль: наше понимание Средневековья связано с тем, что мы не верим в магию как таковую.

АР: А они верили?

Савватеев: Не просто верили, она очевидно была. И более того, она есть сегодня. Поедешь на Байкал, там можешь пообщаться с шаманами местными и магию увидишь сам. Просто это для христианина неполезно.

И соответственно, в то время, когда все это было пронизано магией… Ведь что такое наука? Наука — это когда ты берешь и в завесе магии приоткрываешь маленькую дверцу повторяемого эксперимента. В этом месте магия исчезает и становятся научные данные.

Мы пооткрывали некоторое количество этих дверок и отдельные сциентисты даже утверждают, что в конце концов мы откроем все двери и вообще никакой магии нет, а есть только необъяснимые явления. Это чушь. Конечно, магия была, есть и будет.

И те двери, которые мы открыли, достаточны, чтобы полностью от магии отгородиться просто этими дверьми в нашей повседневной городской жизни. Но стоит поехать в любое африканское племя, и ты увидишь магию вживую.

АР: А что вы видели? Расскажите.

Савватеев: Не знаю, я сейчас расскажу, но это никого не убедит. Я видел, как человек разгоняет облака руками, например.

АР: То есть вот так вот в прямом эфире?

Савватеев: Абсолютно. Да, я говорю спорные вещи, которые никто не поедет на Байкал проверять. Просто напишут, что это неправда и все. У нас такой мир странный. Все все знают, но ничего не знают.

АР: Есть ли магия в каких-то вещах ближе к нам, не на Байкале?

Савватеев: В общем-то есть, сами математические конструкты — они немного магические. То есть, возможно, в этой магии нет ничего плохого, и ее можно называть чем-то другим, чудом или присутствием Бога.

Но когда Рамануджан видел богиню Махалакшми и она ему диктовала формулы, которые потом никто не мог доказать, о них не подозревал никто. Как это? Как это можно объяснить?

Для тех, кто не знает. Алексей Владимирович Савватеев является доктором физико-математических наук и популяризатором математического знания. Он имеет ученое звание профессора в Московском физико-техническом институте и в Адыгейском государственном университете.