Нивхи — один из древнейших автохтонных народов Сахалина и Приамурья, заселивший регион 12 000 лет назад. Географическая и социальная изоляция обеспечивала сохранение традиционного уклада жизни, промыслов и культуры до начала прошлого столетия. Сегодня малочисленный народ возрождает аутентичные праздники, многие из которых имеют общие элементы с обрядами североамериканских индейцев.
Этноним «нивхи» исходит из нивхских слов «нивхгу», «нивх», «ниғвӈгун», обозначающих «человек, народ, люди». Долгое время в российских документах народ значился под названием «гиляки», произошедшем от тунгусского экзонима «гилэкэ». Наименование возникло от слова «гилэ», значащего «лодка». Название связано с традиционными промыслами нивхов — рыболовством и добычей морских животных с использованием дощатых и долбленых лодок. Идентифицируя себя в качестве единого этноса, нивхи в междоусобном общении называли друг друга по родам, которых насчитывалось более шестидесяти. Наименования родов часто совпадали с названиями территорий расселения.
Численность нивхов в России, по информации переписи 2010 г., составляет 4652 человека. Населенные пункты с наибольшим числом проживающих представителей народности:пгт. Ноглики Сахалинской обл. — 647 чел.
с. Некрасовка Сахалинской обл. — 572 чел.
г. Николаевск-на-Амуре Хабаровского края — 407 чел.
Антропология нивхов остается предметом пристального изучения. Согласно основной версии, древние предки народа заселили регион в период позднего плейстоцена более 12 000 лет назад. Разделение нивхов на островных и материковых объясняется временем заселения Сахалина предками народа в период, когда остров соединялся сушей с Азиатским материком. Ледниковый период вызвал повышение уровня воды в океане, что привело к появлению Татарского пролива, разделившего территории и народ.
Первыми упоминаниями нивхов считаются китайские источники VII столетия нашей эры. В них говорится о племени гилями, контактировавшем с монгольской династией Юань в Китае. Русские казаки-землепроходцы впервые встретились с народностью в середине XVII в. Столетие спустя Нижний Амур стал активно осваиваться пришлыми русскими крестьянами, торговцами, этнографами. В 1858-1860 гг. Российская империя включила земли нивхов в состав государства.
Антропологически представители народности относятся к монголоидной расе, палеоазиатскому типу. Основные характеристики внешности:низкий рост;
крепкое телосложение;
широкое лицо;
пухлые выпуклые губы;
прямой, узкий, короткий, чуть вздернутый нос;
прямые, вьющиеся черные волосы;
сильнее выраженный, по сравнению с другими северными народами, рост бороды.
Зимние халаты утепляли ватой, женские украшали одинарным рядом металлических бляшек по подолу, спиральным, растительным, зооморфным орнаментом. Поверх надевали куртку из собачьей шкуры, в богатых семьях шили шубы из меха рыси, лисицы. Мужчины для тепла надевали юбку из шкур нерпы. Летом голову покрывали берестяными коническими шапками, зимние варианты шили из собачьего меха или ткани, украшенной аппликациями.
Поскольку народ верил в переселение душ, возвращение предков в образе младенцев, малышей часто называли по имени предков. Это происходило в двух ситуациях:С момента смерти родственника прошло не менее трех лет.
Младенец напоминал членам семьи ушедшего родственника. В этом случае говорили: «пришел, став его кровью».
Примечательно: как и американские индейцы, в повседневной жизни нивхи не использовали данные при рождении имена, заменяя прозвищами. Обычай связан с поверьем, что настоящее имя священно, известно богам, духам-помощникам. Если произносить имя всуе, его прознают злые духи, навлекающие беду.
собственных детей называли «старший», «средний», «младший»;
пожилых людей — «бабушка», «старик»;
к родителям и детям сверстников обращались «отец такой-то», «дочь такого-то»;
к людям из других родов, селений — «житель такого-то селения», «пришедший оттуда», например, «гость моря», «Амура Лап’ин».
До установления в регионе российской власти у нивхов отсутствовала государственная власть. Народ жил оседло, селившись по берегам рек родовыми общинами, во главе которых стоял совет старейшин с выбранным главой рода. К концу XIX столетия преобладающей формой стала малая семья, состоящая из двух поколений. Общая численность составляла 6-15 человек, поскольку часто в состав объединения входили семьи братьев.
Шокирующая традиция связана с рождением разнополых близнецов. Считалось, что мальчик приводит в земной мир выбранную в верхней сфере жену. По наступлении половозрелого возраста брат и сестра начинали жить семейной жизнью, инцестом сожительство кровных родственников не считалось. Среди архаичных форм брака практиковались левират, сожительство с женами братьев и их сестрами, женами брата матери, сестрами матери и жены.
Нивхи верили, что мир состоит из трех уровней:
Земной.
Потусторонний.
Природный.
Наиболее непродолжительный — земной мир. Затем душа попадала в мир потусторонний, где жизнь текла по тем же законам, что и в земном. Следующий этап — преображение в животное, птицу, растение, после чего круг повторялся. Вера в возвращение предков на землю в образе живой и неживой природы определила бережное отношение нивхов к окружающему миру, наделению его магическими свойствами.
Считалось, что каждой сферой земной жизни управляет дух-хозяин. Самыми почитаемыми божествами выступали:
1.Хозяин моря, или Тайраадз (также Тол Ыз), представлявшийся в образе касатки.
2.Хозяин тайги Пал Ыз, представлявшийся в медвежьем обличье.
В честь этих божеств в каждом доме зажигали два очага, над которыми перед каждым приемом пищи совершали камлания. С древних времен идет культ огня, домашнего очага. У главы семьи хранилось сакральное огниво, с помощью которого очаг зажигался во время праздников, важных родовых дат. При разделении семьи, когда отчий дом покидал женившийся сын, кусочек огнива отламывался, передаваясь в новую семью. В каждом нивхском доме находились мини-идолы: деревянные фигурки, выступавшие в роли хранителей дома, семьи.
Это интересно
Новости партнеров