Доисторическая цивилизация: эпоха победившего матриархата

ГлавнаяИстория Григорий Карачев

В 70-ых годах XIX столетия в малотиражной польской прессе появились публикации о какой-то древней археологической культуре. Ее очень характерной, раскрашенной керамике. Под статьями стояла подпись львовского энтузиаста, археолога и этнографа Антона Шнайдера, описывались результаты его раскопок на Галичине. В 1878 году он обнаружил поселение в урочище Обоз в Кошиловцах, ошибочно посчитав его местом античного римского лагеря, а найденную женскую фигурку — изображением богини Флоры.

Очень похожее поселение Шнайдер отыскал в селе Доригичевка Залещинского уезда. Не сумев правильно интерпретировать находки, правильно посчитать их приблизительный возраст, без покровителей в научном мире — очевидную научную сенсацию мир не заметил. А энтузиаст-археолог покончил жизнь самоубийством, отстраненный от любимого занятия интриганами Краковской Академии наук.

В 1884 году во время изысканий в румынской деревне Кукутень местный этнограф Теодор Бурад насторожился, найдя во время раскопок многочисленные фрагменты «рисованной керамики» и статуэтки, не похожие ни на что, известное ему доселе. Выяснилось, поднята на свет божий очень большая диковина, относящаяся к эпохе «энеолита» (медно-каменная эра, 4600-3500 до н. э. ).

Через год группа его друзей-энтузиастов начала помогать проводить широкомасштабные поиски, их результаты были торжественно представлены научному миру в 1889 году на международной конференции в Париже. Археологический круг рукоплескал, по названию деревни Кукутень — открытие стало самостоятельной культурой, «кукутенской».

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Независимо от румын работал еще один энтузиаст, уже на территории Малороссии. Несколько следов загадочных и странных поселений в 1893 году были найдены археологом-любителем Викентием Хвойкой. Сначала на улице Кириловская в Киеве, а в 1897 году похожие поселения были найдены рядом с городком Триполье Киевского повета. Теперь раскопано было полноценное городище. Тоже из времен «энеолита». Городок Триполье дал название вскрытой культуре. Сверив данные, ученые пришли к выводу: Триполье и Кукутень идентичны, принадлежат к единому археологическому пласту.

В наших краях и за бугром, по понятным политическим соображениям, используют «свои» названия. Порознь или в связке «Кукутень-Триполье». Но начав собирать единые базы данных, выяснилось: первые находки памятников трипольской культуры относятся к 1750 году (Галичина), туда же ложится знаменитая пещера Вертеба (1822 год), найденная случайно. Но, поскольку открытия не были должным образом обоснованы и систематизированы, лавры первооткрывателей остались за румыном Бурадом и малороссом Хвойкой.

Справка:

Трипольская культура — является археологической культурой эпохи энеолита и раннего бронзового века (середина 5-го тысячелетия до нашей эры — 2650-ые годы до нашей эры), хорошо очерченная от Восточного Прикарпатья до Среднего Поднепровья. В области Румынии граничит с родственной «культурой Кукутени». Наибольшая плотность поселений определена на территории Запрутской Молдовы, Молдавии, Правобережной Украины, последовательно развивалась на протяжении 1500 лет, тесно переплетаясь с балканскими земледельческими традициями, контролировала наиболее удобные черноземные территории.

Реконструкция женской одежды «трипольцев» (Иллюстрация из открытых источников)
Реконструкция женской одежды «трипольцев» (Иллюстрация из открытых источников)

Краткий забег

по легендарному Триполью проведем. Приношу извинения Читателю, совсем далекому от археологии. Подробно не буду останавливаться на всех находках, научных выкладках, гипотезах и предположениях. Как и на огромном недоуменном вопросе научного мира: что за люди этакое построили, так долго жили в этих землях, развили свою цивилизацию до уровня гигантских прото-городов. Публикаций в теме (только академических) можете найти под три тысячи штук. Надеюсь, после этой статьи заинтересуетесь, самостоятельно добавку глубоким черпаком накинете.

Итак, киевский энтузиаст Хвойка обнаружил несколько сгоревших сооружений. Их основой были мощные (рукотворные) глиняные площадки. Среди обрушившихся стен нашлись сотни образцов керамики самых причудливых форм, множество расписных узорчатых сосудов, произведения искусства. Особенно поразили статуэтки женщин с могучими бедрами, сидевших на крохотных креслах. Бонусом стали каменные, костяные, медные орудия труда, оружие.

Самым главным достоянием культуры «Триполья» считаются города-мегаполисы. В 70-х годах XX столетия непрерывным потом шли раскопки возле села Майданецкое, в Доброводах, Тальянке, Веселом Куте. Магнитной съемкой на местности и аэрофотосъемкой удалось точно устанавливать границы, привлекать лучшие археологические силы СССР. Сначала ученые не могли поверить в реальность таких огромных поселений. Особенно когда радиоуглеродный анализ показал: города «Триполья» процветали в IV — III тысячелетии до нашей эры.

Спустя два десятка лет была составлена полная карта исследований трипольской культуры. Она включала 40 поселений на территории Украины и Молдовы, семь из них были прото-городами с населением 10-15 тысяч человек (в каждом). Самый большой мегаполис находился подле села Тальянки Черкасской области. Площадью 450 га., овальной формы, три с половиной км в длину, полтора — в ширину. Насчитывал примерно 2700 домов и хозяйственных построек. В городе был храм.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Вывод: это самое крупное поселение Европы медно-каменной эры, многих последующих эпох тоже. Дома (двух- и трехэтажные) в городах «трипольцев» строились плотно, создавая концентрическую линию укреплений. Первая — вокруг центральной площади, вторая опоясывала город внешним радиусом, на расстоянии полета стрелы от центра. Планировка всех (!) городов одинакова.

Триполье не уникально. Имеет сходство с современными ему культурами других регионов. В эпоху энеолита на громадных просторах Западной Азии и Южной Европы, от Анатолии до Балкан и Карпат, обитали люди. С характерными отличиями, но делавшие «расписную керамику», глиняные статуэтки, имевшие сходные похоронные обряды. Такая керамическая посуда встречается даже в энеолитических слоях Китая, в так называемой «культуре Яншао» древних монголоидов.

Керамика Триполья (Украина) (Иллюстрация из открытых источников)
Керамика Триполья (Украина) (Иллюстрация из открытых источников)

Эпоха первых миграций?

Именно так можно назвать «энеолит». Роды и племена стали крупными, научились сбиваться в большие союзы. Организованно совершать «исходы», за десятилетия продвигаясь на огромные расстояния, в поисках хорошей земли. С изобретением керамики кардинально изменился тип питания, появились сложные блюда, молочные продукты. Мотыжное земледелие и скотоводство серьезно расшили границы выживания цивилизации, позволив начать осваивать первые металлы (медь и серебро).

Произошла и транспортная революция. Бродяги-собиратели стали более организованными, с удовольствием переходили к длительной оседлости в долговременных поселениях с добротными жилищами. В обиходе появились первые повозки, массивные и неуклюжие, но уже колесные. Трипольские памятники дали целую россыпь артефактов-возов, глиняных моделек этого транспортного средства.

Трипольцы не упали с неба, как любят пофантазировать …даже на Дзене. Они четко разделяются на «трипольцев типа А» и «тип Б». Первые недалече утопали от неолита, медленно эволюционировали в развитии оседлости. Их арсенал — каменные орудия труда, корявая керамика, мотыги. «Трипольцы Б» уже пользуются сохой, строят мастерские гончаров со специальными двухъярусными горнами для обжига посуды. Обрабатывают медь холодной или горячей ковкой.

Очень наглядно «тип Б» перескакивает в следующую эпоху «Возрождения», время настоящей металлургии. Когда появляются литейные мастерские («Триполье С I», начало III тысячелетия до н. э). Бесценный для науки клад обнаружен у села Карбуны (Молдавия), там компактно уложены 444 медных предмета, некоторые — сплав меди с серебром.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Религия и культы.

Вот тут резвятся такие стайки озорные, даже «долбославы» слезами зависти умываются от их полета фантазии. Дело в том, что ученый мир к Триполью подошел (в кои-то веки) очень серьезно, интернационально. Еще неизвестно, кто больше в общую копилку понимания занес: советские или зарубежные исследователи. Поскольку вопрос был принципиальный, массовое зарождение и оформление религий.

Итак, вся жизнь трипольцев была подчинена очень строгим, чрезвычайно сложным ритуалам. Дом был маленьким храмом, обязательным было наличие алтаря культа «матери плодородия», со статуэтками пышных, крутобедрых богинь. Потом они эволюционируют в ранне-античную версию Великой Матери. Маленькие фигурки глиняных животных не были детскими игрушками (как считалось изначально), а выполняли функцию идолов.

Самые популярные из них — быки и коровы, многократно повторенные в рисунках на сосудах, в окружении небесных светил и символов Земли. Бык явно считался божеством, судя по частоте употребления. И явно эволюционировал в египетского священного Аписа, минойского и древнегреческого Минотавра.

Но главенствовал в Триполье «культ плодородия», все орнаменты на их сосудах — это штриховки падающего дождя, хороводы солнца и луны (календари агрокультурные), сетки пашен и борозд, всякие священные змеи «животворной воды». Форма горшков тоже показательна, женоподобна, увеличенная копия трипольских богинь с лепниной, подчеркивающей именно женское начало и тело.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Каждый населенный пункт и прото-город имел общественный храм. Это были здания в центре поселения. С жертвенником, женскими статуэтками на тронах в виде быков, креслом для главной Жрицы. Тут немного поспорили, конечно, в научном мире. Но подгрузив в анализ патриархальные религиозные культуры древнейшего Востока, головой кивнули. Да, здесь господствовал матриархат.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Огромную область трипольской культуры никак не удавалось втиснуть в понятие «государство» или группу прото-государственных образований. От Дуная и Днепра археологи нашли ряд зон, отличных от соседей многими признаками. Но единым был религиозный культ. Нигде нет письменности (хотя адепты древних «укров» нашли, ага), и нет культа мужчины (царя и бога).

Никакого милитаризма, признаков военизированного социума. Трипольское же общество выглядит очень мирным, как и его религия. Но фортификационная планировка «мегаполисов» и больших поселений настораживает. Об этом в следующей статье будем рассуждать.

Главная загадка, дискутируемая почти полвека: отсутствие кладбищ в «городских анклавах» культуры. Если в небольших удаленных поселках хоронили частенько под домами своих покойников, то «городские» это делали крайне редко. Найденные покойники своей численностью никак не подходят под статистику смертности человеческого общества, живущего оседло.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Голову ломали до тех пор, пока не был обнаружен громадный сосуд. Это был доисторический «крематорий», понимания научного сразу стало больше. Получается, трипольцы сжигали покойников, пепел не паковали в урны, закапывали или хранили в алтарях. А попросту рассеивали, принося дар Земле. По другому взглянули ученые на два других загадочных аспекта бытия «трипольцев»: почитание священного огня и странное «бродяжничество» населения, сопровождавшееся сожжением своих поселений.

И сейчас господствует в академической среде одна смелая версия. «Мегаполисы» Триполья регулярно выгорали не во время вражеских нашествий или небрежности в обращении с огнем. Их жгли специально и намеренно. Уходя на новые плодородные территории, жители оставляли часть домашнего скарба и утвари, предавая жилища искупительному и священному пламени. В качестве жертвы богам или духам. Есть такие сохранившиеся и очень архаичные ритуалы, по всему миру разбросаны.

Сжигая поселение, люди приносят в жертву часть полученного с эксплуатируемой ими Земли. Пепел города должен возместить тот ущерб, что был нанесен. Удобрить почву, искромсанную за полсотни лет мотыгами, костяными ралами и сохами. Поводов для уходов было немало, первый — истощение плодородной земли подле поселения. Но… есть одна странность в миграциях. За Днепр, в сторону Дикого Поля трипольцы …не захотели выдвигаться. Прям граница незримая там пролегла. Враги? Какие именно? Степняки неведомые? А вот вопрос вопросов научный. Ссыпаем предположения в комментарии, ждем веселого развлечения следующей статьи: как трипольцы в древних «укров» превращены. Самой смелой научной мыслью XXI века.

Источник


Это интересно


Новости партнеров