Один советский танк против 52 немецких — как это удалось?

ГлавнаяАрмия и оружие Екатерина Саратова

Первые дни Великой Отечественной войны выдались самыми непростыми, но уже тогда насчитывалось немало героев, которые рисковали собственными жизнями ради победы над общим врагом. Один из таких героев — Дмитрий Лавриненко, на личном счету которого — 52 уничтоженных немецких танка. Лавриненко смог достичь неимоверных результатов всего за 2,5 месяца после начала ВОВ.

Как воевал Дмитрий Лавриненко

Дмитрий Лавриненко — крайний слева. Возле своего танка Т-34

Репутация Дмитрия Лавриненко перед командованием была безукоризненной. Он записался в армию сам — добровольцем, ещё в 1930-х годах. Был кандидатом ВКПб, состоял в РККА с 1934 года. В гражданской войне участия не принимал, в белой или других «буржуазных» армиях — не служил.

Первый боевой опыт Дмитрий получил ещё в Польском походе — было это в 1939 году. Когда началась Великая Отечественная война, Лавриненко уже получил звание лейтенанта. На тот момент он уже командовал танковым взводом. 15-я танковая дивизия, в которой служил будущий герой, была разбита, и его перевели в знаменитую танковую бригаду Катукова — 4-ю.

Именно бригада Катукова смогла одной из первых стать обладательницей известных на весь мир Т-34-76. Это и были те самые легендарные танки, которых называли «тридцатьчетвёрками», и которые стали одним из символов ВОВ. В бою под Мценском Дмитрий Лавриненко «открыл личный счёт» уничтоженным и подбитым немецким машинам и орудиям. Экипажу Дмитрия удалось в первый же день боя расправиться с четырьмя машинами из бригады Гудериана.

В то же время, команда Лавриненко получила чёткий приказ: прийти на помощь мотострелкам, которые попали в окружение возле села Первый Воин. Мотострелки всеми силами удерживали высоту, и уже были на грани того, чтобы пасть. Солдаты даже не могли поднять головы, поскольку их беспрерывно обстреливали, и к немцам уже шла подмога — «наши» проигрывали практически со стопроцентной гарантией.

Под предводительством Лавриненко подошли четыре танка Т-34, и их неожиданная атака выбила немцев из колеи. При этом Т-34 — машина манёвренная, и они постоянно меняли своё местоположение, перемещались. Немцам почудилось, что их атакует далеко не четыре машины — все двадцать!

Враги приняли однозначное решение — отступать. Кстати, «подкрепление», которое спешило на помощь «своим», взвод Дмитрия Лавриненко тоже разгромил — ещё раньше. Немцы, отступая, бросили на поле боя десятки машин — «добыча» после боя была богатой!

Прошло несколько дней, и экипажу Дмитрия вновь пришлось «геройствовать»: ребята в одиночку смогли сразиться с десятью вражескими танками. Лавриненко мастерски научился воевать из засады, используя, к тому же, весьма любопытную тактику. Так, он устанавливал брёвна, которые издалека походили на дула танков. Немцы бросали расстреливать обманки, а, тем временем, Лавриненко расстреливал врагов. Т-34 отличались неплохой бронёй, манёвренностью, вооружением — Дмитрий не раз использовал тактику смены позиции и неожиданного нападения на врага.

Немцы в боях под Мценском остались в хорошем «минусе» — в том числе, благодаря грамотному командованию Катункова и геройству Лавриненко. 4-я танковая бригада «потеряла» своё простое название, и стала называться «1-й гвардейской». Что же, это уже было огромным достижением!

Как Лавриненко сражался за Москву

Сделав в Орловской области всё возможное, танковая бригада отправилась ближе к Москве. Лавриненко уже мог к этому моменту похвастаться тем, что подбил 20 вражеских машин.

Лейтенант Лавриненко должен был присоединиться к основным силам, которые сосредоточились под Волокамском, но немного «задержался» в штабе в Серпухове — он получил приказ его охранять. На месте Дмитрию, конечно же, не сиделось — разработав план, он в одиночку со своим экипажем смог уничтожить целую моторизированную вражескую колонну. Лавриненко устроил засаду на дороге к Серпухову, и подпустил немцев максимально близко. Стрелять он начал уже тогда, когда до врага оставалось около ста пятидесяти метров.

Таким образом, Дмитрий сумел подбить целых шесть танков. Пострадали от его руки и противотанковые орудия, и автомобили, кроме того: бригда получила отличный трофей! В распоряжении экипажа оказался целый автобус, в котором отыскали и карты, и документы — разведка боем завершилась крайне удачно!

Лавриненко не раз и не два противостоял превосходящим немецким силам. Буквально в середине ноября 1941 года три Т-34 и столько же БТ-7 столкнулись нос к носу с восемнадцатью вражескими машинами. Советские воины потеряли по две машины — итого четыре. Немцы остались без семи машин, после чего — отступили.

Прошло не так много времени, и Лавриненко отправился «спасать своих» к деревне Лысцево. У него остался только один танк — остальные были подбиты или сломаны. Дмитрий воспользовался уже привычной тактикой, и подпустил немцев очень близко — вплотную, а потом пошёл в неожиданную атаку. Минус шесть танков у врагов! Правда, гитлеровцам хотелось догнать танк и уничтожить, но Лавриненко смог уйти.

Как погиб Дмитрий Лавриненко

К сожалению, в какой-то момент удача от Дмитрия Лавриненко отвернулась: погиб он страшно и неожиданно. Как и обычно, Лавриненко решился пойти в неожиданную атаку: дожидаться основных сил танкист не стал. Немцы же сумели предвидеть действия офицера и взяли его в кольцо, зайдя с тыла.

Что было делать? Дмитрий принимает решение развернуться и идти немцам навстречу — как раз и подмога подоспела. Немцы получили огневую атаку с двух сторон.

Лавриненко удалось уничтожить десятки врагов и противотанковые орудия, а также танк — свой пятьдесят второй по счёту.

Немцы сдаваться не желали, и принялись обстреливать советских солдат из миномётов. Лавриненко понадобилось выйти из танка, чтобы осмотреться — рядом взорвалась мина, ранив его осколком в голову. Ранение выявилось смертельным.

Всего не счету героя — двадцать восемь боёв с врагом. Лавринеонко всего за пару месяцев стал самым результативным танкистом времён ВОВ.


Это интересно


Новости партнеров