К Земле приближается астероид Апофис: какая вероятность столкновения?

Астероид Апофис 5 марта 2021 года подошёл к нашей планете на самое близкое расстояние: данные астрономов охватывают период в 8 лет. Таким образом, у учёных появляется замечательная возможность подробнее изучить небесное тело, обозначить его параметры и определить, из чего астероид, собственно, состоит. Эти данные очень нужны, поскольку помогут сделать точный прогноз возможного столкновения Апофиса с Землёй в 2029 году, а также — в 2068 году.

Само собой, что вероятная катастрофа нежелательна, поскольку будет иметь непоправимые последствия.

Апофис — 400-метровый гигант

Открыт был астероид Апофис не так давно — в 2004 году. Тогда сотрудники обсерватории, расположенной в штате Аризона (США), смогли заметить большое небесное тело, которое проходило достаточно близко от нашей планеты. Выяснилось, что это — неизвестный астероид, который было достаточно сложно хорошо рассмотреть. Помехами тогда выступили технические неполадки, а также — погода.

Но уже тогда стало ясно, что небесное тело достаточно велико: около 400 метров.

Прошло несколько месяцев, и исследованием астероида занялись австралийские учёные. Специалисты определили параметры орбиты небесного тела, и смогли уточнить его размеры. Опираясь на данные, предоставленные многочисленными специалистами, учёные из NASA вынесли неутешительный вердикт: вероятность столкновения космического тела с Землёй — около 2%. Произойти это должно в 2029 году. Названа была и точная дата: 13 апреля.

Натан Эйсмонт, доктор физико-математических наук, объяснил, что прославился Апофис в том самом далёком 2004, когда стало известно о его потенциальной опасности.

По мнению доктора наук, учёным удалось определить, что в 2029 году астероид может столкнуться с нашей планетой с вероятностью в 1,5-2% — а это достаточно серьёзные показатель. Тем более, что размеры небесного тела внушительны: их уточнили, и они оказались не 400 метров, но 350 — приблизительно.

К счастью, были выделены дополнительные средства, которые позволили наблюдать за Апофисом «денно и нощно», а также производить более точные расчёты. Наладили целую сеть слежения за потенциально опасными объектами, и выяснилось: их достаточно много.

Известно, что специалисты обнаруживают новые потенциально опасные небесные тела чуть ли не еженедельно. Вероятность столкновения с ними — мизерная, но она есть. Орбиты этих космических тел пересекают орбиту Земли, и предвидеть катастрофу помогут только расчёты астрономов.

С 2004 года было открыто ещё около 20 тысяч различных небесных тел, так или иначе считающихся «опасными» — но лидирующие позиции Апофиса пока ни одна комета и ни один астероид не пошатнули.

Отсроченная катастрофа: когда случится столкновение?

Уже в 2009 году стало известно, что столкновение нашей планеты и Апофиса произойти может, скорее, в 2036 году, а не в 2029. По мнению специалистов, вероятность катастрофы — невелика, но в том случае, если она всё-таки произойдёт, случиться феноменальный взрыв: в тысячу мегатонн в тротиловом эквиваленте, а это — нешуточная угроза человечеству.

Для сравнения вспомним о падении Тунгусского метеорита: тогда был взрыв в 10 мегатонн. Соответственно, при столкновении Апофиса с Землёй взрыв будет сильнее в 100 раз.

Тем не менее, авторы исследования 2009 года утверждали: глобальной катастрофы не предвидится. Люди потеряли бы территорию размером с Францию — если Апофису бы «вздумалось» рухнуть не в океан.

Учёные сразу оговорились: данные, которые они предоставили, могут оказаться неточными, и нужно будет пересмотреть их выводы в последующие годы. В особенности — в 2013 и 2021, когда Апофис подойдёт на близкое расстояние.

Уже в 2013 году специалисты из NASA оценивали вероятность катастрофы в 2036 году как один к миллиону. И всё же опасность сохранялась, и специалисты начали думать, каким образом предотвратить вероятный «роял-флеш». Глава «Роскосмоса» Поповкин предлагал тогда установить на астероид радиомаяк (используя космический аппарат, который смог бы добраться до Апофиса). Таким образом удалось бы отслеживать траекторию небесного тела. По предварительным подсчётам, аппарат смог бы совершить посадку на потенциально опасный астероид в 2020 году.

Специалисты рассчитывали, что посадка космического аппарата на астероид поможет уточнить детали: массу объекта, размеры и состав.

Проект, к сожалению, реализован не был.

Изменение орбиты Апофиса: чем грозит?

А в 2019 году американские учёные огорошили заявлением: орбита Апофиса нестабильна. Влияние на этот процесс оказывает эффект Ярковского: небесное тело изменяет скорость вращения и смещается с намеченной траектории. Таким образом, Апофис ежегодно сдвигает в сторону, и за 10 лет он может изменить орбиту почти на километр!

Соответственно, столкновение с нашей планетой исключать никак нельзя, поскольку орбита Апофиса не является постоянной. Но пока время возможной катастрофы сместили на 2068 год.

Профессор Эйсмонт отмечает, что запросто разобраться в эффекте Ярковского — сложно. Говоря проще, Солнце нагревает Апофис — с помощью фотонов, из которых состоит солнечный свет. С одной стороны тело нагревается, с другой — остывает. Именно это и становится причиной сменой траектории движения небесного тела.

Пока произвести точные вычисления затруднительно, поскольку учёные даже не знают, из чего состоит Апофис.

Что же, нам придётся ждать, пока учёные разберутся во всех данных, полученных 5 марта 2021 года, и предоставят подробный отчёт. Следующий «визит» астероида стоит ожидать только в 2029 году: через 8 лет он вновь рекордно близко подойдёт к Земле, предоставив специалистам возможность ещё раз его подробно изучить, предоставив прогноз на будущее.