Почему евреями становятся по матери, а не по отцу

ГлавнаяИстория Григорий Карачев

Традиционный иудейский закон говорит, что евреем может называться только тот человек, чья мать является еврейкой. В 1960 году израильский министр внутренних дел Хаим Шапира принял постановление в дополнение к закону о возвращении евреев в Израиль. Согласно этому постановлению евреем по национальности является тот, чья мать является еврейкой.

Как было в древности?

Однако в Ветхом Завете, который в иудаизме известен как Танах, ничего подобного не написано. Там еврейство передается по отцу, а не по матери. Еврей мог взять в жены нееврейку и иметь еврейское потомство, чего нельзя было сказать о еврейке, которая имела детей от нееврея. Если еврейка рожала от нееврея, то ее потомство считалось нееврейским. Но дети еврея от нееврейки считались евреями, о чем свидетельствует множество библейских стихов:

Сыновья Симеона: Иемуил, Иамин, Огад, Иахин, Цохар и Саул, сын хананеянки. (Бытие 46:10)

Моисей с мадианитянской женой Сепфорой.
Моисей с мадианитянской женой Сепфорой.

В книге Бытия также сказано, что еврейский род идет от Авраама через Исаака, Иакова и последующих 12 колен, представленных мужчинами, а не женщинами. То есть изначально еврейство передавалось именно по отцу, а не по матери.

В этом нет ничего удивительного, ведь был патриархат, мужчина являлся главой семьи и род шел именно от него. Статус женщины был ниже статуса мужчины. Даже в евангелиях родословная Иисуса Христа ведется по мужской линии, а не по женской. Это значит, что еще в 1 веке сохранялось представление о передаче еврейства именно по мужской линии.

Дева Мария, Иисус Христос и Иосиф Обручник.
Дева Мария, Иисус Христос и Иосиф Обручник.

Изменение закона

После исчезновения Иудейского царства в 1 веке евреи расселяются по всему свету. Чтобы сохранить устные иудейские законы, они создают Мишну, которая известна как записанная «Устная Тора». Это происходит в рамках раввинистической традиции иудаизма.

Мишна формируется в 1-3 веке нашей эры во времена таннаев — учителей устного иудейского закона. Именно в Мишне появляется концепция матрилинейной наследственности еврейства. Важно отметить, что это касается именно раввинистического иудаизма, потому что в караимском иудаизме до сих пор сохраняется патрилинейная наследственность, то есть еврейство у караимских евреев передается по отцу, а не по матери.

Мишна.
Мишна.

Религиовед Шей Коэн считает, что изменение от патрилинейности к матрилинейности происходит именно в период становления Мишны. Наиболее вероятными причинами могут быть следующие.

Влияние римского права

В римском праве существовал принцип «Mater semper certa est», переводится как «Мать всегда достоверно известна». То есть род ребенка определялся через мать в случае смешанных браков. Если гражданка Римской империи родит от раба, то ее дети будут гражданами Рима. Если гражданин будет иметь детей от рабыни, то его дети не станут гражданами, но будут рабами. Этот принцип наследуют иудеи с началом раввинистического периода.

Возвышение статуса женщины

В библейский период нееврейка могла стать еврейкой только через брак с евреем. Женщины находились в подчинении, поэтому они автоматически прикреплялись к племени мужа, а не наоборот. Но к 1 веку до н.э. нееврейки могли принять иудаизм через ритуал гиюра, без вступления в брак с евреем. Таким образом, еврейство могло распространяться без привязки к мужу.

Разумеется, не все иудеи согласны с тем, что матрилинейность — это довольно поздняя реформа в иудаизме. Они считают, что этот принцип существует многие тысячи лет. Однако факт остается фактом, в библейские времена никакой матрилинейности не было, и появился данный принцип только в 1-3 веке нашей эры.

Руфь - моавитянка, ставшая праведной еврейкой.
Руфь — моавитянка, ставшая праведной еврейкой.

Это интересно


Новости партнеров