Почему против Булгакова была развернута кампания бешеной травли, а на его творчество наложен практически полный запрет

ГлавнаяИстория Григорий Карачев

Одним из выдающихся русских писателей XX века был М. А. Булгаков, который, в отличие от многих «собратьев по перу» в СССР, не скрывал в своих произведениях критического отношения к советской власти. С серередины 20-х гг. против Булгакова была развернута кампания бешеной травли, а на его творчество наложен практически полный запрет.

Печальная творческая судьба

Литературная карьера Булгакова началась в 1920 г. во Владикавказе, где он вошел в состав подотдела искусств. Революционные пьесы Булгакова пользовались большим успехом, но уже в октябре 1920 г. его выгнали с работы, припомнив службу врачом в Добровольческой армии. Опасаясь ареста, осенью 1921 г. он переехал в Москву.

Булгаковские сатирические очерки и фельетоны публиковались в советских газетах. Также он сотрудничал со «сменовеховской» газетой «Накануне», издававшейся в Берлине.

В 1924 г. в альманахе «Недра» был опубликован сборник рассказов «Дьяволиада». В следующем году вышла в свет повесть «Роковые яйца». В журнале «Россия» были напечатаны две части романа «Белая гвардия».

Повесть «Роковые яйца» была расценена как острая сатира на советский строй. В 1926 г. в квартире писателя был произведен обыск, в результате которого изъяты рукописи дневника и повести «Собачье сердце». На допросе в ОГПУ Булгаков дал удивительно смелые и честные ответы. В частности, он объяснил: «Вижу много недостатков в современном быту и… отношусь к ним сатирически и так и изображаю их в своих произведениях».

Несмотря на резкую критику, в 1926-1928 гг. были поставлены три пьесы писателя: «Дни Турбиных», «Зойкина квартира» и «Багровый остров», пользующиеся феноменальным успехом. Однако в 1929 г. все они были сняты с дальнейшей постановки. В 1932 г. запрет был отменен лишь для «Дней Турбиных».

"Дни Турбиных", МХАТ, 1926 г.
«Дни Турбиных», МХАТ, 1926 г.

Булгаков был лишен единственного источника дохода и в отчаянии обратился с Письмом к правительству (март 1930 г.) с просьбой разрешить выезд за рубеж или дать подходящую работу.

В середине апреля Булгакову позвонил И. В. Сталин. В ходе разговора писатель сам отказался ехать за границу, а через несколько дней получил работу в московском Театре рабочей молодежи. 10 мая Булгакова зачислили во МХАТ.

"Кабала святош", современная постановка
«Кабала святош», современная постановка

В феврале 1936 г. состоялась генеральная репетиция новой пьесы Булгакова «Кабала святош», которую власть восприняла крайне негативно. В «Правде» была опубликована разгромная статья «Внешний блеск и фальшивое содержание», по поводу которой Булгаков с горечью заметил, что ему вынесли «смертный приговор». Спектакль был снят с постановки после семи показов.

Критика и слежка

Булгаков отмечал: «Обо мне писали как о проводнике вредных и ложных идей, как о представителе мещанства, произведения мои получали убийственные и оскорбительные характеристики, слышались непрерывные… призывы к снятию и запрещению моих вещей, звучала открытая даже брань». Это подтверждают многочисленные примеры.

В 1927 г. А. Зархи писал: «Для Булгакова наш быт – это действительно фантастическая дьяволиада, в условиях которой он не может существовать…». «Бег» называли слабо замаскированной апологией белой героики; «проявлением попытки вызвать жалость, если не симпатию, к некоторым слоям антисоветской эмигрантщины» (Сталин). «Багровый остров» расценивали как пасквиль на революцию.

В октябре 1928 г. в «Известиях» прозвучал призыв «ударить по булгаковщине». Нарком просвещения А. В. Луначарский оценивал «Дни Турбиных» в качестве «исключительно бездарной» пьесы, «драмы лукавого капитулянства».

К 1930 г. Булгаков собрал «коллекцию» из 298 «враждебно-ругательных» отзывов и лишь 3 «похвальных».

С середины 20-х гг за писателем велась непрерывная слежка, что подтверждается многочисленными сообщениями осведомителей.

Присутствующий на чтениях «Собачьего сердца» агент ОГПУ делал вывод: «…вся вещь написана во враждебных, дышащих бесконечным презрением к Совстрою тонах».

"Товарищи из домкома", х/ф "Собачье сердце"
«Товарищи из домкома», х/ф «Собачье сердце»

ОГПУ с самого начала знало о работе Булгакова над «Мастером и Маргаритой»: «Булгаков написал роман, который читал в некотором обществе, там ему говорили, что в таком виде не пропустят…».

Во время создания писателем «Кабалы святош» Керженцев доносил: «…хочет вызвать у зрителя аналогию между положением писателя при диктатуре пролетариата и при бессудной тирании Людовика XIV».

Со многими произведениями Михаила Афанасьевича советские читатели смогли познакомиться в 60-е гг. «Собачье сердце» вообще было впервые опубликовано в СССР только в 1987 г. Булгаков был вынужден «писать в стол», утешаясь словами героев собственных произведений: «Рукописи не горят»; «О как труден путь певца под неусыпным наблюдением грозной власти».


Это интересно


Новости партнеров