Моральные ценности Церкви?… Очень опасный миф

ГлавнаяИстория Григорий Карачев

Последний аргумент человека, который категорически не верит в агрессивное наступление клерикализма на светское общество и проигрывает в спорах атеистам, просто неверующим людям, — некая моралистика. Необходимость воспитания общества в «рамках православной культуры». Постоянно в комментариях встречаю.

Не будем углубляться в рассуждения о специфике русского православия, его историческом пути. Не будем погружаться в грех субъективности оценок знаковых вех. А просто будем посмотреть: что стоит относить именно к православной культуре, а что нет. Тут можно начать с вопроса, в каких отношениях «русская православная культура» находится с явлением «русской культуры». Как понимаете, речь о Льве Толстом.

Нынешние СМИ-промоутеры, экспертное сообщество напрягают своими аргументами. Уже не знают, как помочь русской православной церкви повысить её влияния в современном обществе. Без складно говорящего попа не обходится ни одно ток-шоу. Они участвуют во многих политических и государственных делах, дают оценки. Строго научно это называется — противостояние церковной традиции и негативных явлений современности.

Очень хорошо, одобряю желание. Действительно, социальный и культурный регресс присутствует. Называется «постмодерном». Сначала Европа, потом Америка… теперь и Россия живут в стремительной тенденции распада культуры и морали. Той самой, которая самых высоких образцов Эпохи Просвещения. И христианской, бесспорно. Наступает эпоха «сетевых варваров», мало кто будет спорить.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Атеист, гуманист, истовый верующий тут полностью солидарны промеж себя: необходимо что-то делать с пропагандой и ростом гомосексуализма, наркомании, нигилизма. Общество сегодня беспомощно перед диктатом крикливого и организованного меньшинства. Потому что трансформировало свою терпимость — в полное безразличие и скотскую покорность. Снимаются тысячелетние табу, эстетикой становится насилие, извращения и жестокость. Весь этот комплекс стремительно разрушает институт семьи.

Опасно, когда современные государственные и общественные структуры (той же России) неспособны удерживать поток ползучей деградации. Не хватает элементарного интеллекта и политической воли. А процессы разрушения налицо. Но государство шаг за шагом отступает. И тут… совершенно неожиданно становится доминирующим очень спорный вывод — никто, кроме Церкви, не способен оказать помощь современному обществу. Сдержать деградацию моральных ценностей. Однако…

Уже вполне жизнеспособной и скорой выглядит серьёзная дискуссия: необходимо отказаться от принципа разделения церкви и государства. Изменения в Конституцию со словом «Бог» уже приехали, замаскированные под «историческую преемственность». Что дальше? Тезис же будет развиваться, верно? Что Высшему Разуму (точнее его дилеру на земле — церкви) передадут из общественных и государственных функций?

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Начинается самое веселое в аттракционе. Как-то незаметно случилось, что церковь рассматривается сегодня величайшим просветительским институтом. Это позиция безоговорочная большинства СМИ и власти. Священству только необходимо дать максимум возможностей для участия в моральном оздоровлении общества. Секундочку… Моральные постулаты — это лишь механизмы адаптации религиозных догматов церкви к окружающему миру. Никак не главные.

Основа же любой религии — это целостная картина мироздания. Желательно с претензией на представительство высшей истины. А вторая функция — это сила и сплочённость самой корпорации культа. Тут важна иерархия, её экономические и политические успехи во взаимоотношениях с власть держащими. Смычка волшебного с карающим. Под сочный шелест бюджетов.

Думаете, что мы отбились от замаскированных уроков «Закона божия» в общеобразовательной школе? Как бы не так. Скоро будем новые конституционные нормы развивать творчески. С обязательным сокращением преподавания физики и химии, других точных и естественных наук. А «основы православной культуры» или «истории религий» добьются своего. Обязательно дезавуируют (или запретят) изучение теории Дарвина. Это для них принципиальный вопрос, не отступятся. Помяните мое слово…

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Думаете, РПЦ откажется от повторных попыток захвата ценной недвижимости в центре многих городов? Которые десятилетиями используются под музеи, галереи, образовательные и культурные учреждения? Любой хищник, почувствовав слабость жертвы, — не остановится уже никогда. Сегодня в Москве и Питере налицо несколько острых конфликтов. А власть одёргивает бюджетников своих, которым грозит выселение… мол, это «небожеское и некрасивое дело». Нужно уступить… Ведь верующим негде молиться. Храмов мало. Не вмещают всех желающих.

Думаете, атеистическая истерика очередная у аффтара? Ничуть. Я за справедливость. Последовательность любых действий. С точной фиксацией результата. Хочет Гарант и все нижестоящие чиновники допустить церковь к воспитанию общества? Скрепы там подновить, фундамент подлить, покосившиеся стены подпереть… Не возражаю.

Сам буду за такое ратовать, если… Церковь начнет выполнять свои прямые обязанности. Когда социологические 32% «православных» будут знать хоть одну заповедь. Полностью, в правильном порядке их перечисляют… лишь 2%. Когда 70% населения страны, считающих себя «православными», — будут доверять РПЦ. А не сегодняшние 36%. Когда Великий Пост будет соблюдать не каждый десятый, а хотя бы половина «верующих». Что такое «причащаться»… оформят действием столько же. А не 20% от всей массы.

Вот когда показатели поправятся внутри этой корпорации — тогда стоит говорить о функции Церкви в сохранения моральных норм. Потому что пока… 2% знающих Декалог и четверть православных, знающих хоть одну заповедь… это позор и приговор претензиям церковников на любое наставничество. И стоит разобраться… кто еще эти 2% составляет. Большое подозрение: выпускники семинарий и атеисты, серьёзно подходящие к предмету своей критики.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Пока я вижу простую и безрадостную картину. Как «институт общества» (отделённый от государства Законом) не занимается своими прямыми обязанностями. Стремится не к моральному воспитанию, а, имея небывалые информационные ресурсы и возможности, — просто болтает о нём. Прикрывая шалости власти своими структурами и корпоративным духом. Постоянно навязывает монопольное утверждение обществу: как «правильный мир» устроен. Это называется диктатура. Формального и неформального авторитетов.

У образованного неверующего человека и Церкви есть общие ценности. Всегда были. Но общество должно помнить — что именно заставило его ограничить церковное влияние. Законодательно и повсеместно. Ратуя за «моральное спасение» цивилизации, задать простейший вопрос: каким инструментарием будет пользоваться эта корпорация? Удивитесь, но ничего другого, кроме «надо призвать умного господина и присягнуть ему на верность» — не услышите. Всё остальное будет «белым шумом» из пустых и красивых фраз.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Наркота, моральный релятивизм, диктат миноритариев, однополые браки и гомосексуализм, нигилизм и варварство, разложение современной морали, кризис культуры, разрыв между правом и справедливостью… Эти явления отрицались, осуждались, временами некоторые из них смертью карались — не только просвещенческим гуманизмом. Или исключительно монотеистическими церквями. Муссолини с бесноватым фюрером тоже в этом активно участвовали. Но никому в голову не придёт их государственные доктрины пропагандировать.

Выводы

будут краткими. Уважаемые Читатели, светские защитники церковной экспансии в нашем обществе… Вы считаете, что сильное место Церкви — её морально оздоровительный характер? Больше читайте, изучайте историю. Тогда поймете, что это очередной миф широкого тиражирования.

В самые страшные времена инквизиции и господства Веры — рассадником однополой любви стали… христианские монастыри. То есть, даже в сфере своего прямого контроля церковь не способна обеспечить торжество «морального образца». Потому что таких механизмов нет в природе. Нечистый всегда найдет тропу к сердцам, пока господь старенький крепко дремлет.

Пока Корпорация «Аллилуйя!» не способна выполнять воспитательную функцию среди собственной паствы и симпатизирующих «воцерковленных христиан» — любые речи о «воспитании» считаю преждевременными. Почему общество должно доверять свою моральную защиту тем, кто не может воспитать собственных убеждённых сторонников?

РПЦ имеет неограниченный доступ к самым массовым СМИ. Даже «Единая Россия» меньше цитируется по любым системам мониторинга. Трудно объяснить Декалог своим сторонникам? Чтобы не позорились на весь белый свет… Думается, пора начать с основ. Собственных прихожан. Чтобы я не слышал от православных активистов (и церковных старост), что курение — «Это сатана (пардон, дамы) через твой рот … бздит». Воплей избиваемых ими жён и маленьких детей. Нацистских выпадов против «жидов и чурок»…

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Кого запускать в школы? Тех, кто не знает собственных моральных основ внутри Организации? Чей мозг и штатная литература набиты волшебством и чудесами, перед которым меркнут томики Джоан Роулинг? Чей образ жизни — издевательство и полное противоречие медицинской концепции «здорового тела и духа»?

Нет спора, что современное общество и государство столкнулись с проблемами. Распадом многих естественных моральных норм. Школа, культура, образование оказались не готовы к таким вызовам. Варвары постмодерна одолевают, да. Так может спасение искать не на стороне, в сомнительной среде корпорации «стяжателей власти и денег»? А разбираться научно в природе нынешних отвратительных явлений. Через государственные карательные и стимулирующие функции с этим бороться.

Без модернизации образования никак не обойтись. Культуры и начальной школы. Перетряхнуть списки «моральных лидеров». Избавиться от тех, кто привёл к таким грустным последствиям. Если хотим жить в светском обществе, конечно. Носителей и продолжателей идей эпох Возрождения и Просвещения.

А пока каждому придётся становиться самому себе и окружающим — интеллектуальным пастырем. Самостоятельно заниматься критической мировоззренческой подготовкой. Не бегать на сторону. Особенно в институты одиозной, строго организованной корпорации. С сомнительными источниками финансирования, спорными мировоззренческими постулатами и нехорошим историческим душком.

Источник


Это интересно


Новости партнеров