Государственная дума РФ утвердила скандальный пакет законов о международном терроризме

ГлавнаяРазное Григорий Митчевский

Госдума приняла во втором и третьем чтениях «антитеррористический пакет» депутата Ирины Яровой и сенатора Виктора Озерова.

Парламент раскололся: за поправки в законодательство проголосовали 287 депутатов, против — 147, один воздержался. Против выступили фракции КПРФ и ЛДПР. Аналогично проголосовали за вторую часть пакета — поправки в Уголовный кодекс: за — 277 депутатов, против —148.

Законопроект ужесточает наказание в большинстве «экстремистских» статей, снижает возраст уголовной ответственности за терроризм, вводит ряд новых ограничений, включая запрет на миссионерскую деятельность в жилых помещениях. Первая версия законопроекта предполагала такую процедуру, как лишение гражданства за террористические преступления, захват заложников и насильственный захват власти; там содержался запрет на выезд из страны в случае получения гражданином официального предостережения о недопустимости действий, создающих условия для совершения террористических преступлений. Пакет разрабатывался при участии Совбеза, рассказывали собеседники РБК в комитете по безопасности.

Исправленными оказались нормы, регламентирующие миссионерскую деятельность. Было изменено ее определение, теперь миссионерство определяется как «деятельность религиозного объединения, направленная на распространение информации о своем вероучении среди лиц, не являющихся участниками данного объединения», в целях их вовлечения. Появилась в законопроекте и норма о том, что миссионерскую деятельность от имени религиозной организации вправе вести ее руководитель, член коллегиального органа и священнослужитель этой организации.

Кроме того, депутаты запретили миссионерскую деятельность, которая направлена на нарушение общественной безопасности и порядка, экстремистские действия, принуждение к разрушению семьи, на склонение к самоубийству.

Сроки хранения информации для интернет-провайдеров снижены с трех лет до одного года. Операторы связи должны будут хранить информацию о фактах приема и передачи звонков, текстовых сообщений, фотографий, звуков и видео на территории России в течение трех лет, а содержание разговоров и переписки — до шести месяцев.

Ранее Ирина Яровая согласилась сократить для интернет-компаний срок хранения информации о приеме, передаче информации с трех лет до одного года, а срок хранения переписки — до шести месяцев. Об этом в своем отзыве просило правительство РФ.

Вице-президент и технический директор Mail.Ru Group Владимир Габриелян опубликовал на РБК статью под названием «Закон Яровой: шесть ударов по интернет-отрасли», в которой объяснил, почему поправки отчасти нереализуемы, а отчасти губительны для интернет-компаний.

«Реализация требований, перечисленных в законопроекте (даже в его последней, более мягкой редакции), поставит отрасль на грань выживания. По подсчетам независимых экспертов, расходы операторов связи только на внедрение системы составят 3,9 трлн рублей: это стоимость оборудования, которое потребуется докупить, чтобы хранить данные в течение шести месяцев. Расходы организаторов распространения информации в интернете — или, говоря проще, интернет-компаний — составят примерно столько же. Таким образом, суммарные затраты могут превысить 5 трлн рублей — для отрасли это непосильное бремя», — предупреждает Габриелян.

Он указывает также, что государство автоматически лишится поступлений в бюджет с налога на прибыль интернет-компаний, хотя в самом законопроекте указано, что его реализация ничего не будет стоить государству. «Что касается конечных потребителей, то для них вырастут цены на услуги как телефонной, так и интернет-связи», — добавляет автор.

«Законопроект подразумевает, что компании должны начать хранить у себя огромные объемы информации. Размеры хранилищ, которые для этого потребуются, беспрецедентны: все заводы в мире, производящие системы хранения данных, несколько лет подряд должны будут работать исключительно на Россию. Для установки систем хранения потребуются новые дата-центры. Их в необходимом количестве в России тоже нет: их численность придется увеличить вдвое. Срок строительства дата-центра — три-четыре года», — указывает специалист.

Кроме того, в европейской части России нет электроэнергии, которую потребуют новые дата-центры. Для реализации законопроекта необходима массовая закупка систем хранения на сумму, которая, по оценкам независимых экспертов, составляет более 5 трлн рублей. «Заказ такого объема загрузит все мощности производителей систем хранения данных на несколько лет вперед. При этом в России нет ни одного производителя таких систем».

Габриелян раскритиковал последнюю редакцию закона, согласно которой организаторы распространения информации, то есть интернет-компании, обязаны передавать ключи, которыми шифруется трафик, в органы безопасности страны.

«Однако все современные методы шифрованного общения подразумевают хранение данных ключей у участников разговора или переписки. Таким образом, компании обязаны отдавать то, чего у них нет», — подчеркивает специалист.

Он указал также, что закон снизит конкурентоспособность российских интернет-компаний, поскольку поставит российских игроков в заведомо проигрышные условия по сравнению с мировыми.

«Понятно, что глобальные интернет-компании не будут хранить на территории России данные просто потому, что они не присутствуют здесь физически».

«Подробная информация о том, что пользователь делал в интернете, с кем он говорил, записи всех телефонных переговоров — это огромное поле для злоупотреблений и просто подарок для киберпреступников».

Мелкие компании не смогут себе позволить дорогостоящую защиту, что может привести к утечкам данных.

 


Это интересно


Новости партнеров