МИД РФ: мы предупреждали Европу

ГлавнаяПолитика Вячеслав Качевский

Заместитель министра иностранных дел РФ Василий Небензя дал эксклюзивное интервью немецкому изданию Der Spiegel, в котором открыто назвал Евросоюз виновником украинского кризиса.

Он также выразил поддержку текущему политическому курсу президента РФ Владимира Путина.

«Где на Западе есть кто-то, кто может сравниться с Путиным? Даже такие лидеры, как де Голль, Кеннеди, Рейган, Коль и Киссинджер выглядят бесцветными менеджерами, а не государственными деятелями»», — заявил он.

Der Spiegel: Одна из крупнейших ежедневных газет Москвы недавно опубликовала статью с заголовком «Ангела Меркель — двигатель украинского кризиса». Это оценка МИД России?

Небензя: Здесь имеет место сочетание причин. Просто привести все к общему знаменателю было бы неправильным. Тем не менее, это правда, что Запад, к сожалению, внес свой вклад к началу кризиса. Мы говорим сегодня об этом, как никогда открыто.

Der Spiegel: Год назад бывший украинский президент Виктор Янукович на саммите ЕС в Вильнюсе отменил соглашение об ассоциации с ЕС в последний момент. Был ли это триумф для Москвы, которая рассматривает Украину как свою сферу влияния?

Небензя: Россия в течение долгого времени обходилась без риторики холодной войны и не делила мир на зоны влияния. У нас это ситуация не считается «Битвой за Украину», которая может быть выиграна или проиграна. Мы предупреждали и Украину, и ЕС. Мы долго говорили о возможных экономических последствиях.

Der Spiegel: Москва намерено лишила Киева своего рынка, наложив запрет на импорт таких украинских товаров, как сталь и шоколад производства фабрик нынешнего президента Украины Петра Порошенко. Вы это отрицаете?

Небензя: Из-за соглашения об ассоциации украинские товары могут заполонить наш рынок, потому что они больше не могут конкурировать с товарами из Европы в Украине. Кроме того, европейские товары через Украину может беспошлинно попадать в Россию. Мы были бы вынуждены ввести таможенную пошлину на границе между Россией и Украиной.

Der Spiegel: Это вопрос реальности или геополитики и зон влияния?

Небензя: Президент Янукович потом признал драматические экономические последствия соглашения об ассоциации для экономики страны и своих избирателей. Это означало бы деиндустриализацию Украины, безработицу и бедность для миллионов людей.

Der Spiegel: Почему протесты против режима Януковича начались так поздно, хотя соглашение было составлено еще в 2006 году?

Небензя: Потому что он не знал тех подробностей, которые знаем сегодня мы. Многие среди верхушки прежней власти Киева в одностороннем порядке представили ему информацию, что все выглядело так, как будто только ассоциация с ЕС имеет свои преимущества и, следовательно, увеличит его перспективы на предстоящих президентских выборах.

Der Spiegel: Почему Россия поздно возразила против соглашения об ассоциации?

Небензя: Потому что мы не знали его содержания. Наш МИД не читал текст соглашения до середины августа 2013 года. ЕС всегда не учитывал нас при его составлении. Просто подумайте о заявлении бывшего президента Еврокомиссии Жозе Мануэля Баррозу, который сказал, что это соглашение не касается России. Предложения о трехсторонней встрече — ЕС, Украина и Россия — были проигнорированы.

Der Spiegel: Пожалуйста, приведите конкретный пример.

Небензя: В октябре 2013 года МИД Великобритании пригласили на конференцию в Уилтон-парке в южной Англии. Речь шла о Восточном партнерстве ЕС, то есть о таких странах, как Украина, Грузия и Молдова. Министры иностранных дел Великобритании, Польши и Литвы были там. Россия была приглашена, мы были готовы к полету. Но тогда нам вновь отказали.

Der Spiegel: Как можно решить украинский кризис, если он происходит в самом сердце Европы после революции в Киеве, присоединении Крыма к России и более 4 тысяч жертв?

Небензя: Все стороны конфликта должны соблюдать Минское соглашение о прекращении огня. Киев обязан, наконец, вступить в диалог со своими собственными гражданами в Донецкой и Луганской областях, обеспечив им гарантии соблюдения их интересов будущем. Но это пока не произошло.

Der Spiegel: Вы видите риск большой войны в Европе?

Небензя: Не дай Бог. Просто думать об этом – это уже преступление. Я искренне надеюсь, что все политики проявят большую дальновидность, чем те, кто в свое время привел Европу к Первой мировой войне.


Это интересно


Новости партнеров