«Сибирская полночь»: якутский оленевод и снайпер Иван Кульпертинов

ГлавнаяИстория Елена Лесная

Снайперы — люди необыкновенные. Они могут часами выбирать позицию и выжидать момента для удачного выстрела. И знают, что от одного их выстрела зависит немало жизней. Одним из таких удивительных людей в годы Великой Отечественной был Иван Кульбертинов. Имя этого уроженца Якутии наводило ужас на фашистов.

До войны он был охотником-промысловиком и оленеводом, а за годы Великой Отечественной смог застрелить почти пять сотен гитлеровцев.

Необыкновенный талант

Иван Кульбертинов родился 7 ноября 1917 года в селе Тяня (Якутия). Николай Романович, отец Ивана, был охотником и разводил оленей. Ване исполнилось десять — и тут умирает отец. На руках больной матери остаются двое сыновей — Николай (старший брат) и Иван.

Мальчики вынуждены заняться обеспечением семьи. Они стали охотниками, много кочевали, времени на школу не оставалось. Но зато оба прекрасно стреляли. Когда Иван вырос, он служил в армии, работал в колхозе, стал стахановцем.

В 1941 году начинается Великая Отечественная. Николая, старшего брата, призывают на фронт. Но вскоре в семью приходит похоронка — Иван потерял брата. И тогда на фронт добровольцем отправляется он сам. Иван становится красноармейцем в 1942 году и уже через полгода попадает на Северо-Западный фронт. Первый фашист был им убит в феврале 1943 года (бои под Старой Руссой) — это был корректировщик фашистской батареи.

«Северное сияние» одним патроном

«Сибирская полночь» (нем. Sibirische mitternacht)./Фото: i.pinimg.com

Иван Николаевич «снимал» одним выстрелом не только одного человека. Он мог уничтожить и целую группу. Так было, когда одним зажигательным патроном он смог устроить «северное сияние». Дело было так: якутский снайпер провел в засаде двое суток. Наконец появляется вражеская подвода с боеприпасами. Немцы успели разгрузиться и тут Иван Николаевич единственным выстрелом подоврал весь груз — «северное сияние» уничтожило и боеприпасы и с десяток фашистов.

Вероятно, после этого выстрела Ивана немцы начинают называть der Sibirischen Mitternacht — в переводе «Сибирская полночь». По прикарпатским селам развешивалось предупреждение, в котором о метком якуте немцы предупреждали своих. Снайпер, как считали фашисты, мог один расправиться с целым подразделением. Об этом писали домой солдаты и офицеры — они жаловались на «азиата»: тот не дает выйти из блиндажа, убивая каждого, кто решится выйти. Понятно, что письма эти находили при тех самых убитых, которым все-таки не повезло высунуть нос из укрытия.

Достижения снайпера «Сибирская полночь»

В боях на фронтах Великой Отечественной Кульбертинов уничтожил 489 фашистов /Фото: stihi.ru

Войну Иван Николаевич заканчивал в Чехословакии. Официально было зарегистрировано, что Кульбертинов уничтожил 489 немецких офицеров и солдат. Но он не только уничтожал врагов — он учил своему нелегкому делу товарищей. Среди его учеников — еще один знаменитый снайпер Великой Отечественной — Андрей Побережный. На его счету было почти пять десятков фашистов.

За четыре года войны Кульбертинов смог подготовить 35 снайперов. При этом он не просто был наставником, он становился настоящим другом, учил, что каждый выстрел должен быть особым. Он считал, что снайпер должен смело отправляться в неприятельские тылы, что снайперу нужно самому выбирать для себя удобную позиций, придумывать приемы эффективной маскировки. Он считал, что работа снайпера в чем-то даже ювелирна — не надо «использовать троп там, где лучше подойдет иголка».

Якутского мастера командование ценило: за время войны и после нее Кульбертинова не раз награждали: кроме именной оптической винтовки на его счету два ордена Отечественной войны 1-й степени, орден Отечественной войны 2-й степени, орден Славы, орден Красной Звезды и орден Красного Знамени. Нет в наградном списке только звания «Герой Советского Союза», хотя Иван Николаевич дважды представлялся к этой награде. Также его наградной список включает и медали «За боевые заслуги», «За отвагу», «За победу над Германией».

Судьба снайпера в мирное время

В 1946 году Иван Николаевич демобилизуется и возвращается в родное село. Теперь он кадровый охотник-заготовитель и оленеводом. Как заготовитель он был непревзойденным мастером. Вот только один пример — заготовительный сезон 1947—1948 годов (зима). За это время Кульбертинов сдает государству около девяти сотен добытых им беличьих шкурок.

А за все время работы охотником он добыл десяток медведей, больше семи десятков лосей, девять десятков соболей. Им было сдано две с половиной тысячи беличьих шкурок.

Один из самых результативных снайперов Второй мировой. /Фото: i.pinimg.com

Время словно не властно над снайпером Кульбертиновым. Вот ему уже 62 года, он на пенсии. Совхоз «Токкинский» донимают волки. Иван Николаевич расставляет специальные ловушки и, вооруженный именным карабином, за один сезон уничтожает 11 волков — так была устранена угроза для оленей совхозного стада.

Иван Николаевич после войны женился. У него родились сын и дочь, Иван и Ия. Дети любили и уважали отца. Хотя потом Кульбертинов женился второй раз, для сына он остался наставником, который охотно поделился таежным и охотничьим опытом.

Памятник И.Н. Кульбертинову./Фото: archiv.yasia.ru

Умер Иван Николаевич 13 февраля 1993 года. Его похоронили там же, в Тяне. Восьмилетняя Тяньская школа носит его имя, также имя этого необыкновенного человека присвоено улице в якутском городе Олекминск.

 


Это интересно


Новости партнеров