Астрономы пронаблюдают смерть экзопланеты в режиме реального времени

ГлавнаяНаука Юлия Апексимова

Астрономы редко обнаруживают новые экзопланеты, поэтому наблюдать за смертью газового гиганта в режиме реального времения особенно полезно. Как сообщает bgr, не все экзопланеты одинаково интересны с точки зрения науки, пока что самой интригующей является планета NGTS-10b — один из т.н. горячих Юпитеров.

Экзопланета NGTS-10b, заинтересовавшая астрономов, ничего общего с Землей не имеет: там невозможна жизнь, а сама она очень быстро делает полный виток вокруг своей оси (всего 18 часов). Поскольку это газовый гигант, он не может существовать долго, и астрономы решили посмотреть, как горячий Юпитер умирает прямо у них на глазах. Детали исследования изложены в новой статье «Ежемесячных уведомлений» Королевского астрономического общества.

Открытие экзопланеты — не такое уж частое явление для астрономов, поэтому проследить весь недолгий цикл жизнь горячего Юпитера чрезвычайно интересно. Ученые отмечают, что газовые гиганты — частое явление в космосе, но земляне почему-то очень редко их открывают. Сегодня астрономы стремятся понять, почему это так.

«Мы рады объявить об открытии NGTS-10b, чрезвычайно короткой периодической планеты размером с Юпитер. Она вращается вокруг звезды, не слишком отличающейся от нашего Солнца. Примечательно, что NGTS расширяет горизонты знаний о наземной транзитной экзопланетной науке, открывая редкие классы экзопланет», — заявил научный руководитель Джеймс МакКормак, ведущий автор исследования.

Астрономы отмечают, что в теории горячие Юпитеры с короткими орбитальными периодами (менее 24 часов) легче всего обнаружить из-за их большого размера и частых транзитов, однако на практике такие открытия крайне редки. Из сотен известных горячих Юпитеров только семь имеют орбитальный период менее суток.

Смерть экзопланеты — еще более захватывающее зрелище, несущее астрономам массу новых знаний. Ученые предполагают, что планета может превращаться в свою звезду, что означает ее смерть. Дальнейшие наблюдения за экзопланетой покажут, правы ли ученые. Предположительно, что замедление орбитального периода планеты может указывать на то, что экзопланета действительно умирает, постепенно превращаясь в собственную звезду.

Как отмечает Даниэль Бейлисс, соавтор статьи в вестнике Королевского астрономического общества, смерть экзопланеты NGTS-10b поможет ученым дойти до сути:

«Все, что мы знаем о формировании планет, говорит нам о том, что планеты и звезды образуются одновременно. Лучшей наше модели — звезде — порядка десяти миллиардов лет, и мы предполагаем, что планете тоже. И мы либо пронаблюдаем это на последних этапах жизни [экзопланеты], либо она проживет дольше».