Белые генералы, командовавшие своим расстрелом как старшие по званию

ГлавнаяИстория Григорий Карачев

Долгие годы в нашей стране господствовала однозначная трактовка событий Гражданской войны. Большевики представлялись благородными борцами за правое дело, а представители Белого движения – потерявшими человеческий облик негодяями. В действительности героев и мерзавцев хватало как среди белых, так и среди красных.

При оценке личных качеств человека большое значение имеет его поведение перед неизбежной смертью. Достойным примером для потомков могут служить последние дни жизни А. В. Колчака и А. М. Назарова.

Белые генералы, командовавшие своим расстрелом как старшие по званию

А. В. Колчак

Колчак покинул Омск на поезде №58-«бис» 12 ноября 1919 г. Адмирал полагался на защиту чехословаков и союзников, которые пообещали не выдавать его.

Во время вынужденной остановки в Нижнеудинске генерал Занкевич предложил Колчаку уехать в отдельном вагоне в Иркутск, но тот решительно отказался. В телеграмме японскому комиссару Като Занкевич писал: «Адмирал настаивает на вывозе всего поезда… так как он не может бросить на растерзание толпы своих соотечественников» (около 60 офицеров и 500 человек конвоя).

Колчаку был предложен план побега в Монголию. Он его принял и изложил на собрании офицеров. Один из них сказал: «…почему бы вам… не уехать в вагоне, а нам без вас будет легче и удобнее». Расценив это как предательство, Колчак согласился принять помощь чехословаков. Адмирал и его свита заняли отдельный вагон в составе чешского эшелона.

Солдаты Чехословацкого корпуса на транссибирской железной дороге.
Солдаты Чехословацкого корпуса на транссибирской железной дороге.

К прибытию поезда Иркутск уже находился под контролем большевиков. Генерал Жанен (глава союзных войск в России) фактически предал адмирала, санкционировав его передачу красным. 15 января 1920 г. Колчак и его свита были арестованы и перевезены в Иркутскую губернскую тюрьму.

С 22 января начались допросы. Впоследствии председатель иркутской ЧК С. Чудновский признавал: «[Колчак] держался с полным достоинством».

К городу подходили белогвардейские части под командованием Войцеховского. Из штаба 5-й армии в Иркутск пришло сообщение, разрешающее произвести расстрел Колчака, если возникнет угроза его освобождения.

6 февраля адмирал был допрошен последний раз. Он уже предчувствовал трагическую развязку. В этот день Ревком утвердил решение о расстреле Колчака и В. Н. Пепеляева (Председателя Совета Министров в колчаковском правительстве): «Лучше казнь двух преступников, давно достойных смерти, чем сотни невинных жертв».

Расстрел состоялся в ночь с 6 на 7 февраля на р. Ушаковке. Руководивший казнью И. Н. Бурсак вспоминал: «Колчак все время вел себя спокойно». Бурсак утверждал, что команду дал именно он.

Впоследствии за рубежом появились другие версии случившегося. По свидетельству генерала Сахарова, Колчак был расстрелян во дворе тюрьмы, причем сам отдал команду красноармейцам, которые долго не могли решиться.

Белые генералы, командовавшие своим расстрелом как старшие по званию

А. М. Назаров

Анатолий Михайлович Назаров в декабре 1917 г. был назначен Походным атаманом Донского казачьего войска. Сразу же после самоубийства А. М. Каледина он был избран Войсковым атаманом. Назарову были предоставлены неограниченные полномочия для проведения мобилизации казаков.

Результаты мобилизации были довольно-таки скромными. 20 февраля Назаров сообщил в штаб Добровольческой армии, что существенной помощи казаки оказать не могут. Войсковой круг направил делегацию на переговоры с наступающими на Новочеркасск большевиками.

Назаров отказался покинуть Новочеркасск с отрядом генерала Попова. А. П. Богаевский в воспоминаниях называет решение Назарова остаться «рыцарским, но бесполезным для Дона подвигом».

Белые генералы, командовавшие своим расстрелом как старшие по званию

25 февраля в Новочеркасск вступил отряд перешедшего на сторону большевиков старшины Голубова. Вооруженные красные казаки ворвались в здание, в котором в это время проходило заседание Круга. Этот драматичный эпизод описан в воспоминаниях Пугачевского (советского представителя в штабе Голубова).

На гневные вопросы Назарова («Кто вы такие? Как смеете входить?») Пугачевский ответил: «Встать, мерзавцы. Советский атаман Голубов пришел к Вам принять власть». С Назарова сорвали генеральские погоны. Вместе с атаманом были арестованы все делегаты Войскового Круга.

3 марта 1918 г. А. М. Назаров в составе группы белых офицеров был расстрелян. По свидетельству А. П. Богаевского, атаман сам скомандовал красноармейцам: «Сволочь, пли…».

Источник


Это интересно


Новости партнеров